Эта последняя в текущем году антимигрантская инициатива, выпущенная из-под пера рабочей группы Ирины Яровой.
«ДумаБинго» рассказывает, откуда появилась эта идея, что о ней говорят депутаты и чиновники, а главное, к каким последствиям может привести текущий курс на ужесточение миграционного законодательства.
В конце ноября депутаты внесли в Госдуму очередной антимигрантский законопроект. Он вводит обязательное тестирование детей иностранцев на знание русского языка при приеме в школы. Среди авторов инициативы – спикер парламента Вячеслав Володин, единоросска Ирина Яровая, рупор репрессивных законов Василий Пискарев и лидеры всех думских фракций.
Чтобы попасть в школу, дети мигрантов и лиц без гражданства должны будут подтвердить свой уровень владения русским языком. В случае провала тестирования им откажут в поступлении. Порядок проведения языкового экзамена установит Минпросвещения. А подготовкой диагностических материалов и критериев оценки займется Рособрнадзор. Помимо успешной сдачи тестирования, дети мигрантов должны будут предоставить документ о законном нахождении на территории России.
По словам правозащитницы в сфере миграции Валентины Чупик, законопроект в случае принятия повлияет на социально-демографический состав миграции. «Будет приезжать больше молодых, бездетных и больше возрастных, чьи дети уже выросли, а также больше мужчин. То есть сократится категория наиболее профессиональных и трудоспособных работников и самая социально адаптивная группа – женщины. В результате миграция станет менее квалифицированной, более мобильной, более склонной к криминалу, менее требовательной в быту».
Законопроект разрабатывала рабочая группа Ирины Яровой, зампреда Госдумы и лоббистки МВД, Минобороны и ФСБ. Яровая – крайне эффективная депутатка с высоким процентом принятия инициатив за её авторством. Она же стояла у истоков иноагентского законодательства, а ее рабочая группа «монополизировала» разработку антимигрантских законопроектов, которые Госдума потенциально одобряет.
Учитывая это и наличие Володина в числе авторов, а также одобрение инициативы Рособрнадзором, Госдума с высокой вероятностью её примет. Рассмотрение законопроекта предварительно назначено на 10 декабря.
Сама идея ввести экзамен на владение русским языком для детей мигрантов появилась (по крайней мере, была озвучена) в июле 2024 года главой Следственного комитета Александром Бастрыкиным. Это требование среди 18 других предложений по изменению миграционного законодательства он направил председателю Госдумы Володину. В сентябре после общения с жителями в Самаре Володин написал в своем телеграм-канале, что мигрантам не следует привозить с собой семьи:
«Когда мы говорим о трудовых, низкоквалифицированных мигрантах, приезжающих на работу, нам надо выходить на принятие решения, чтобы они приезжали работать и не более чем. И чтобы их быт был организован предприятием принимающим. Что касается же родственников, семей, они должны ждать в стране, откуда приехал человек. Не надо перевозить сюда всех».
Согласно заявлению главы МВД Владимира Колокольцева, в России на 1 октября 2024 года пребывает порядка 6,5 млн иностранцев. По данным того же ведомства и Минпросвещения, на которые ссылается Володин, в 2023 году в российских школах учились около 200 тыс. детей мигрантов при общей численности учеников в 18 млн. Иными словами, на детей иностранцев приходилось чуть более 1% школьников.
В том же телеграм посте, где Володин обращается к данным государственной статистики, депутат пишет, что низкое знание русского языка мешает как самому ребенку, так и одноклассникам, а педагоги не могут «качественно передавать знания» таким детям.
В то же время исследование, проведенное в августе, показало, что 47% опрошенных учителей не видят у детей мигрантов сложностей с освоением образовательных программ. А подавляющее большинство педагогов указали на отсутствие у таких детей проблем с дисциплиной и общением.
Прошедшее в том же году общероссийское тестирование детей мигрантов на знание языка выявило, что плохо или вовсе не владеют русским только 18% таких школьников. Еще 23% имеют некоторые трудности в обучении.
В Госдуме действует профильный комитет, который должен отвечать за инициативы в сфере миграции. Это комитет по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками. В ноябре депутаты из этого комитета внесли законопроект на тему миграции, предложив сократить возраст присяги при приеме в российское гражданство с 18 до 14 лет. По их мнению, это поспособствует «повышению патриотического духа и осознанному взятию обязательства соблюдать российские законы». Также авторы указали не принесение присяги как одну из причин, по которой российское гражданство могут признать недействительным.
Хотя новость об этом вызвала особый интерес СМИ, законопроект скорее всего принят не будет. Как отмечает аналитик «ДумаБинго» Евгения Право, законопроект о присяге – лишь попытка депутатов вписаться в антимигрантскую повестку и получить долгожданный «хайп». В действительности антимигрантской повесткой в Госдуме занимается рабочая группа Ирины Яровой.
Законопроект об обязательном тестировании детей мигрантов – последний в длинном списке антимигрантских инициатив депутатов в этом году. 18 ноября Яровая подготовила постановление, адресованное правительству. В документ попали все 13 антимигрантских инициатив. Среди них введение реестра контролируемых лиц, в который будут заносить нелегальных мигрантов, установление особого режима высылки и расширение полномочий правоохранительных органов, а также ужесточение наказания для мигрантов. Большинство из них либо уже вступили в силу, либо вступят в силу в течение двух недель.
Юрист по делам мигрантов Валентина Чупик считает, что такая политика в сфере миграции в дальнейшем приведет к «делегализации» мигрантов. Они «перестанут оформлять документы и платить налоги». Как следствие, «уменьшатся поступления в бюджет от самих мигрантов и от их работодателей, поскольку нелегального мигранта нельзя будет нанять легально».
Другое последствие, по словам Чупик, это «отток законопослушных мигрантов» и увеличение числа тех, кто «заранее готов нарушать закон». Это приведет к росту преступности среди мигрантов, которая, как утверждает эксперт, «до сих пор только снижалась», несмотря на противоположные заявления официальных властей.