Исследования
Мы не раз отмечали, что разные субъекты (органы госвласти, финансово-промышленные группы, отрасли бизнеса, регионы России, общественно-политические сообщества) используют депутатский корпус для продвижения и защиты своих интересов, то есть занимаются лоббизмом.
Конституция России закрепляет, что каждый из нас имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Благоприятная окружающая среда играет одну из ключевых ролей в поддержании здоровья и жизни людей, поскольку загрязнение отдельных ее элементов (воды, почв, воздуха) может угрожать жизни и здоровью.
Мы проанализировали* 73 экологических законопроекта, которые парламентарии внесли в 8 созыве Госдумы за период с 12 сентября 2021 года по 29 февраля 2024 года. Такие инициативы вносят изменения в отраслевые экологические кодексы России (лесной, водный, земельный), законы «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе», «Об охране озера Байкал», «Об отходах производства и потребления», «О недрах», «О животном мире», а также изменяют юридическую ответственность за нарушения в области охраны окружающей среды в УК РФ и КоАП РФ.
*Рассматриваемые законопроекты проанализированы по состоянию на 27 апреля 2024 года.
Используя нашу методологию при анализе законопроектов (подробнее о ней здесь), мы пришли к выводу, что отсутствие законодательного регулирования лоббизма и недостаточное внимание парламентариев к экологическому сообществу при разработке и принятии законопроектов приводит к продвижению интересов различных групп в ущерб реализации экологических прав граждан. Депутаты вносят экологические законопроекты, как правило, преследуя две основные цели — продвижение интересов определенных групп лиц и пиар партий.
Более половины законопроектов (41 из 73, или 56%) являются «потенциально лоббистскими», то есть внесены в интересах компании, региона, ведомства, отрасли. Зачастую парламентарии-авторы имеют связи с лицами или структурами, заинтересованными в изменении экологического законодательства для своей выгоды. Например, депутат Сергей Тен стал соавтором законопроекта, по которому разрешается рубить байкальский лес для реконструкции автомобильной дороги 81К-001 (№ 387575-8). На конец 2023 года реконструкцией части этой дороги занимается, в том числе, компания, принадлежащая его родственникам — АО «Труд».Треть экологических законопроектов (21 из 73) является «фракционными», то есть внесены депутатами от разных фракций для отработки партийной повестки и предвыборной программы в сфере экологии. Такие инициативы призваны решить существующие экологические проблемы, однако в первую очередь их цель — пиар партий. Именно поэтому «фракционные» законопроекты редко становятся законами: парламент принял только 2 подобных законопроекта.
Из-за искусственных барьеров для вовлечения экологического сообщества в законотворческие процессы на разных этапах, большинство законопроектов не находит поддержки и одобрения у экологов. Из 73 анализируемых законопроектов только 12 получили одобрение экологического сообщества, в основном они «фракционные», а значит редко доходят до статуса законов. Исключение — два предложения «Единой России»: о запрете вылова морских млекопитающих в культурно-просветительских целях (№40333-8) и об установлении уголовной ответственности за незаконные уничтожение, повреждение, добычу, сбор и оборот особо ценных растений, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ (№ 231311-8).
Помимо этого, к экологическому сообществу не прислушиваются. Ярким примером является принятие закона о снижении независимости проведения общественной экологической экспертизы (№ 196416-8), против которого выступали экологи, Общественная палата России, экоактивисты. Подобная история повторяется с лоббистским законопроектом о рубках на Байкале, против которого мы проводили общественную кампанию.
Любые вопросы, комментарии и предолжения вы можете отправлять на нашу почту info@dumabingo.org