в думе 8 созывав думе 7 созывав совете федерации

Какие депутаты служат
не только народу

Исследования

Госдума хочет легализовать гостевые дома. Что ждёт россиян, которые размещают туристов?

08.08.2024
Госдума хочет легализовать гостевые дома. Что ждёт россиян, которые размещают туристов?

Госдума затеяла большой эксперимент по легализации гостевых домов в Краснодарском крае, Крыму и Севастополе. Такой законопроект в июле 2023 года внесли пять депутатов от «Единой России»: четыре из них избраны именно от этих регионов. 

Зачем депутаты решили вывести гостевые дома «из тени», к чему это приведет и кому легализация гостевых домов выгодна в первую очередь?

 



Эксперимент по легализации гостевых домов: в чем суть?

Депутаты хотят закрепить в законе понятие «гостевой дом» – индивидуальный жилой дом или его часть, где хозяева размещают постояльцев, иначе говоря, «оказывают им гостиничные услуги». Сейчас закон регулирует только работу гостиниц. Гостевые дома, комнату в которых можно забронировать на Airbnb или на Авито, в серой правовой зоне. 

Все гостевые дома будут включать в перечень гостиниц, горнолыжных трасс и пляжей. Этот список действует давно и регулируется федеральным законом О туристской деятельности от 1996 года. При этом чтобы попасть в реестр, гостевые дома должны будут выполнить несколько условий: 

  1. общая площадь гостевого дома – не больше 1 000 кв м. Но региональные власти будут вправе установить размер меньше;
  2. количество номеров – не больше 15; 
  3. владельцы гостевого дома должны будут поставить своё имущество на государственный кадастровый учет;
  4. гостевой дом можно будет разместить только на участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства (ИЖС).

Владельцы гостевых домов, которые не внесут данные о себе в реестр, не смогут рекламировать свои услуги. За рекламу без регистрационного номера нарушителей ждут административные штрафы. Последуют ли еще какие-то санкции за работу без регистрации, в законопроекте не указано.

В России в принципе запрещено устраивать гостиницы в жилых домах, однако на гостевые дома этот запрет не распространяется, так как в законе понятия гостевого дома просто нет. Именно эту правовую коллизию депутаты якобы хотят устранить. Возможно, инициаторы намеренно не прописали строгий запрет на работу без регистрации в тексте документа. Депутаты позиционируют свое предложение как экспериментальное: мягкая риторика может быть прелюдией к более жесткому законопроекту с реальным запретом.

Зачем нужна легализация гостевых домов и чем она выгодна региональным властям?  

Все авторы законопроекта – депутаты от «Единой России». И почти все, за исключением Николая Валуева, представляют регионы, в которых планируются эксперимент по легализации гостевых домов. От Краснодарского края – Наталья Костенко, Сергей Кривоносов и Иван Демченко, а от Севастополя – Татьяна Лобач.  

По словам зампредседателя думского комитета по туризму Костенко, легализация гостевых домов выгодна и туристам, и владельцам домов. В качестве примера депутатка сослалась на ситуацию с гостевыми домами в Геленджике. Власти города якобы подали 240 судебных исков против владельцев гостевых домов, требуя запретить их работу, так как они не вписываются в критерии для гостиниц.  

Решить проблему гостевых домов в Краснодарском крае также просил губернатор региона Вениамин Кондратьев, утверждает депутатка Костенко. Если верить её словам, инициативу приветствовали даже сами владельцы гостевых домов, которые исправно платят налоги как самозанятые.   

Аналитики «ДумаБинго» считают, что больше всего в инициативе заинтересованы власти Краснодарского края, которые хотят решить проблему гостевых домов в регионе.

 Пляжи Краснодарского края. Источник: «Комсомольская правда»

Три из пяти инициаторов легализации избраны от Краснодарского края. Региональные власти уже прозвали законопроект своей инициативой. То, что за изменения в законодательстве активно выступал Краснодарский край, подтверждает и зампредседателя комитета по туризму Костенко. 

В Краснодарском крае действительно рекордный туристический поток: за 2023 год регион посетили 18 млн туристов. По этому показателю Краснодарский край обошла только Москва (20 млн туристов). При этом количество человек, поселившихся в «коллективных средствах размещения», то есть в гостиницах, санаториях и т.п. – только 8,7 млн. Эксперты Ассоциации туроператоров пишут, что в южных регионах России в целом больше всего гостевых домов – они могут составлять от четверти до трети номерного фонда.  

Законопроект в текущей редакции активно критикуют эксперты в сфере туризма и Ассоциация туроператоров (АТОР). По словам вице-президента АТОР Сергея Ромашкина, «законопроект не дает никакой мотивации гостевым домам выходить «из тени», так как это повлечет больше сложностей, чем преимуществ. При таком подходе легализуются не более 5% гостевых домов на Юге России, считает эксперт.

Другие эксперты отмечают, что неверно приравнивать гостевые дома к гостиницам и вносить их в один реестр. К гостиницам выше требования – они действуют по стандартам и категориям звездности, проходят сертификацию. Кроме того, большинство гостевых домов – это переделанные жилые дома и потому, скорее всего, не подойдут под указанные критерии. 

Законопроект в случае принятия наделит власти регионов дополнительными полномочиями и усилит государственный контроль в сфере гостиничных услуг. При этом у крупного бизнеса больше возможностей влиять на решения властных органов и «договариваться». В то же время гостевые дома этих рычагов воздействия лишены.

Что ждет законопроект во втором чтении и какие преференции получит крупный бизнес?  

В первом чтении законопроект приняли еще в ноябре 2023 года, однако далеко не все депутаты поддержали инициативу. «За» проголосовали почти все представители «Единой России» и «Новых людей». «Против» выступили КПРФ и ЛДПР, за исключением Рифата Шайхутдинова и Олега Смолина. «Справедливая Россия» воздержалась от голосования, кроме Дмитрия Гусева, который поддержал инициативу. 

Судя по транскрипту заседания, некоторых депутатов смутила «рамочность» законопроекта. Например, неясно, насколько пристально власти будут следить за владельцами гостевых домов, включенных в общий список. А депутат от ЛДПР Леонов и вовсе усомнился в истинных целях законопроекта, заявив, что легализация нужна для передела собственности и гостиничного бизнеса в южных регионах. Заинтересованные лица якобы смогут приобрести землю с разрешенным использованием (по ИЖС) и построить там гостевой дом, который, по мнению депутата, не особо отличается от гостиницы. 

Сейчас инициатива висит на СОЗДе без движения, а дата второго чтения пока неизвестна. На прошлой неделе «Известия» писали, что эксперимент решили перенести с 2024 года на 2025 и распространить его на Алтай, Дагестан и Калининградскую область. По словам всё той же депутатки Костенко, ко второму чтению авторы добавят в законопроект норму о классификации гостевых домов. 

Наши аналитики считают, что легализация гостевых домов может быть связана с другим законопроектом, который депутаты внесли в июле 2024 года. Он предлагает классифицировать вообще все объекты, которые размещают туристов, и создать для них отдельный реестр. 

При этом объекты, которые не пройдут классификацию и не попадут в реестр, не смогут принимать туристов. То есть речь уже идет о полноценном запрете работы без регистрации. Контролировать соблюдение всех требований будут региональные власти в сфере туризма.

Если во втором чтении депутаты всё-таки внесут норму о классификации гостевых домов, то контроль получат, по аналогии с общим законопроектом о классификации, региональные власти. В том числе, власти Краснодарского края. 

Строгий запрет на работу без регистрации нанесет серьезный удар по гостевым домам и лишит их конкурентного преимущества перед крупными гостиницами и отелями. Гостевые дома привлекают туристов более низкими, чем в гостиницах, ценами. Но такая ценовая политика связана с тем, что владельцы гостевых домах тратят гораздо меньше денег на персонал и инфраструктуру, платят меньше или вовсе не платят налоги, а также не соблюдают многие требования, которые обязаны учитывать отели.

Большинство уже существующих гостевых домов не смогут легализоваться. А значит, либо продолжат работать на свой страх и риск, либо закроются. В любом случае, такой исход на руку крупному гостиничному бизнесу.