в думе 8 созывав думе 7 созывав совете федерации

Какие депутаты служат
не только народу

Депутаты не любят бездомных животных и обожают охотиться?

Депутаты не любят бездомных животных и обожают охотиться?

Из огромного массива законопроектов за VIII созыв мы нашли 16, которые касаются животных. Депутатов, в целом, не слишком интересует тема экологии: аналитик «ДумаБинго» Евгения Право отыскала и изучила 73 инициативы, которые хоть как-то связаны с экологией. При этом больше всего, как выяснилось, членов Госдумы волнуют животные – бездомные и те, на которых можно охотиться.


Что за данные и как мы проводили исследование?

Аналитик «ДумаБинго» Евгения Право проанализировала 73 экологических законопроекта, которые депутаты внесли с 12 сентября 2021 года по 29 февраля 2024 года. 16 из них – о животных. 

Такие инициативы меняют нормы в законах О животном мире», Об ответственном обращении с животными, Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов, а также О рыболовстве и сохранении водных ресурсов.

Все законопроекты мы разделили, по методологии «ДумаБинго», на «потенциально лоббистские», «комитетские», «фракционные» и «другие». Выяснилось, что 6 из 16 инициатив, связанных с животными, «потенциально лоббистские», 7 – «фракционные», то есть внесены партиями ради самопиара в медиа. А оставшиеся 3 мы отнесли к категории «другие» (см. диаграмму ниже). 

Как Госдума разрешила регионам убивать бездомных животных 

В России, по данным на 2021 год, более 4 млн бездомных животных. Это 6% общей популяции домашних животных в стране. Больше всего среди них – кошек.    

Однако общий ответ российских регионов на проблему бродячих животных – это, видимо, их убийство. Попытки принять такие законы на федеральном уровне предпринимали Башкортостан – через депутата Рафаэля Марданшина, и Якутия – через любимицу соцсетей Сардану Аксентьеву.  

«Башкирский» законопроект предлагал не применять к безнадзорным животным нормы ответственного обращения с ними. Фактически это бы превратило бездомных животных в «охотничий ресурс» и легализовало бы на федеральном уровне их убийство. 

Законопроект экс-мэра Якутска Аксентьевой чуть более изящный. Депутатка от «Новых людей» предлагала разрешить регионам самим решать, как им поступать с бездомными животными и как регулировать их численность. Инициатива де-факто развязывала руки властям субъектов, которые получили бы право легализовать умерщвление бродячих животных у себя в регионе.       

Фото: Руслан Кривобок/РИА Новости

Оба законопроекта Госдума сняла с рассмотрения. Зато была принята аналогичная инициатива со списком из 16 депутатов от разных регионов и во главе с председателем комитета по экологии Дмитрием Кобылкиным. Интересно, что законопроект поступил в Госдуму в то же время, что и предложение Аксентьевей (она числится среди авторов обеих инициатив).       

Новый закон, как и инициатива Аксентьевей, наделяет региональные власти правом принимать любые нормы, которые те сочтут нужными, в отношении бродячих животных. Вплоть до усыпления, эвтаназии и отстрела.

От Бурятии под этим законом подписался депутат Николай Будуев. Он же открыто выступал в СМИ за усыпление бродячих собак, ссылаясь на то, что во многих регионах участились случаи нападения таких собак на людей. При этом тогда же Будуев утверждал, что большинство собак на улицах – домашние, а не бездомные. 

Убивать безнадзорных собак также призывал глава Бурятии Алексей Цыденов. Якобы это гуманнее, чем содержать животное всю жизнь в клетке.

Аналитик «ДумаБинго» Евгения Право считает, что главный бенефициар этого закона – республика Бурятия. Она стала первым регионом России, где официально разрешили убивать бездомных животных. Неизлечимо больных, зараженных опасными инфекциями, напавших на человека, «не способных к адаптации» и, главное, «не востребованных в течение месяца». Последнее означает, что в Бурятии легализовали убийство собак и кошек, которых никто не забрал к себе за 30 дней пребывания в приюте.  

В январе 2024, после принятия регионального закона, сотрудники управления ветеринарии Бурятии усыпили 18 собак в крупнейшем в Улан-Удэ приюте «Ананда». По словам учредительницы фонда «Собака Счастья» Евгении Ширяевы, убитые собаки проходили лечение, а некоторые уже выздоравливали.

Тем не менее, в августе Верховный суд Бурятии отменил один из пунктов регионального закона. Речь идет об усыплении «невостребованных» бездомных животных. Однако решение суда еще не вступило в силу и может быть обжаловано.


Любитель поохотиться продвигает интересы охоттников в Госдуме

Депутат Владислав Резник – главный охотник Госдумы, который активно лоббирует интересы сообщества, к которому сам принадлежит. Резник – соучредитель, член президиума и даже меценат «Клуба горных охотников». Сын депутата Александр также владеет компанией по охоте на диких животных «Криницы». 

Видимо, в силу опыта именно Резника назначили на пост руководителя межфракционной рабочей группы по совершенствованию законодательства в сфере охоты.

В соавторстве Резник внес законопроект об охотничьих угодьях, крайне выгодный охотоведческим хозяйствам. Каждый год государство устанавливает квоты на изъятие охотничьих животных – сколько диких животных можно убить в целях охоты. Резник предложил, чтобы государственные и общественные экоэксперты больше не оценивали обоснованность этих ежегодных лимитов.

При первом же обсуждении на заседании Госдумы депутаты Сулейманов, Куринный и Грешневиков назвали инициативу лоббистской, внесенной в интересах охотоведческих хозяйств. Несмотря на возражения, законопроект был принят в первом чтении.

Охота в Хабаровском крае на якутского и охотского баранов, 2015 год. Депутат Резник – крайний слева. Источник: сайт «Клуба горных охотников». 

Также Резник пролоббировал льготы для государственных охотничьих инспекторов. Такой законопроект депутат внес единолично – в прошлом году президент подписал его. Охотничьи инспекторы следят за тем, чтобы охотники не нарушали закон. 

Закон Резника установил обязательное государственное страхование для всех охотничьих инспекторов. В случае смерти семье погибшего выплатят 1,5 млн рублей. А если инспектор получит служебную травму и инвалидность, компенсация будет зависеть от группы инвалидности.        

Новые нормы, по оценкам, застрахуют 5 тысяч охотничьих инспекторов. При этом выплачивать страховые деньги будет уполномоченный орган власти в сфере охоты в регионе, где работает инспектор. Федеральному бюджету такое страхование обойдется в 14,4 млн рублей ежегодно.   

Сам Резник в пояснительной записке сослался на то, что за последние пять лет 8 инспекторов погибли, 37 были ранены при выполнении служебных обязанностей.