Буквально месяц назад мы подробно рассказывали, как изменится российский рынок криптовалют со вступлением в силу нового закона о майнинге. Госдума приняла такой законопроект в августе, но часть его норм начинают действовать только сегодня.
Не успела Госдума принять закон о криптовалютах (еще раз, это было в августе), как депутаты поспешили внести в него изменения. 18 октября глава комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков предложил поправки ко второму чтению в законопроект о фондах целевого капитала НКО. Через четыре дня их одобрили, а в силу они вступят также 1 ноября.
Законопроект о фондах целевого капитала НКО никакого отношения к майнингу не имеет. Тем не менее, как показывает наш опыт, изменение темы законопроекта ко второму чтению – инструмент, который депутаты используют, чтобы быстро принять законы, выгодные конкретной группе лиц. Лоббисты выбирают инициативы с хорошим шансом на одобрение – внесение законопроекта с нуля потребовало бы куда больше времени и сил.
То, что поправки депутат Аксаков внес единолично, также не кажется нам странным. Он возглавляет профильный комитет, был одним из авторов законопроекта о майнинге, входит в рабочую группу Госдумы по регулированию криптовалют. В парламенте же Аксаков много лет лоббирует интересы банковской сферы, а в действующем созыве также продвигает интересы IT отрасли. В случае с законом о майнинге и поправками к нему, выгоду получат ФНС, правительство, силовики и операторы майнинговой инфрастрктуры (например, крупнейший майнер России – компания BitRiver).
ФНС вместо Минцифры будет вести реестр майнеров и реестр операторов майнинговой инфраструктуры. Также ведомство вместо Минцифры будет исключать нарушителей из реестра и получать информацию от майнеров о выпускаемой ими цифровой валюте и об адресах-идентификаторах (кошельках).
По данным «Интерфакса», передать полномочия ФНС предложил Минфин.
«Функционал, осуществляемый ФНС, в настоящее время в наибольшей степени соответствует функционалу, установленному законом в отношении уполномоченного органа. В этой связи возникает необходимость определить ФНС уполномоченным органом по получению информации о намайненной цифровой валюте и об адресе-идентификаторе, а также по предоставлению указанной информации в Росфинмониторинг и Банк России», — пояснил собеседник агентства.
По принятому в августе закону, информацию о кошельках майнеров должны предоставлять только Росфинмониторингу, ФСБ, ФНС и Росимуществу по их запросам. Поправки Аксакова разрешили передавать адреса-идентификаторы любым федеральным органам, прокуратуре, органам дознания, предварительного следствия и оперативно-розыскной деятельности.
Правительство может, но не обязано устанавливать требования к деятельности операторов майнинговой инфраструктуры. Представитель BitRiver Олег Огиенко положительно оценил эту поправку, назвав такое решение «логичным».