С этой осени в России вступает в силу закон о майнинге. Добытчики крипты должны будут регистрироваться в специальном реестре, физлица – соблюдать лимиты по расходу электроэнергии. Под запрет подпадет реклама всего, что связано с цифровой валютой.
Команда «ДумаБинго» рассказывает, как принимали новый закон, при чем здесь крупнейший российский майнер Bitriver и кому ещё в Госдуме новый закон выгоден.
Такой законопроект внесли в Госдуму ещё в 2022 году после поручения премьер-министра Михаила Мишустина, адресованного Минфину, Центробанку, ФСБ и ФНС. Однако одобрили инициативу депутаты только сейчас, под конец весенней сессии 2024 года.
Поправки в законодательство внесли 16 депутатов от всех пяти фракций, в том числе зампред Госдумы Алексей Гордеев, председатель комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков и замглавы комитета по информполитике Антон Горелкин. Среди авторов также четыре депутата от «Новых людей» – Владислав Даванков, Владимир Плякин, Сардана Авксентьева и Антон Ткачев.
Депутатам приходилось переписывать документ несколько раз. Первую редакцию законопроекта раскритиковал ответственный за него комитет по финансовому рынку за рамочность. Негативный отзыв оставило и министерство энергетики. Поэтому в первом чтении будущий закон о майнинге был принят только в июле 2024 года.
Что за регулирование ждет крипторынок:
Из финальной версии закона пропал запрет на создание российских бирж и обменных сервисов. Против этой нормы, одобренной в первом чтении, высказались правительство в официальном отзыве и представители отрасли. Однако в законе остались запрет на рекламу криптовалют и право правительства ограничивать майнинг в отдельных регионах. Против последнего активно выступали игроки крипторынка: Ассоциация промышленного майнинга просила Володина исключить этот пункт.
Законопроект 16 депутатов – конечно, не первая попытка отрегулировать майнинг. Еще в апреле и мае 2022 года депутаты от фракции «Новые люди» внесли два законопроекта о цифровой валюте. Первый предлагал создать реестр майнеров и ввести для них таможенную налоговую амнистию. Во второй попытке урегулировать крипторынок эти нормы не сохранились. Зато появилась идея обязать майнеров-физлиц, которые превышают лимиты потребления электроэнергии, регистрироваться как ИП и платить налоги. А с операторов майнинга – снять обязанность по проверке источников происхождения денег заказчиков.
Первый законопроект отозвали сами инициаторы, второй – отклонила Госдума. Опрошенные «ДумаБинго» эксперты считают, что «Новые люди» пытались вписаться в повестку и соответствовать образу «прогрессивной и инновационной» партии. Однако судьба их законопроектов была заведомо определена. Как показывают исследования «ДумаБинго», отрегулировать новую отрасль без участия «партии власти» невозможно.
Новый закон о майнинге якобы призван защитить электросети от перегруза «серыми» майнерами. В июле Владимир Путин заявил, что неконтролируемый рост потребления электроэнергии майнерами для добычи криптовалют приводит к дефициту мощности в отдельных регионах. «Это уже отмечается в Иркутской области, Бурятии, Забайкальском крае», — отметил он и поручил отрегулировать отрасль.
Иркутская область, Бурятия и Забайкальский край — примеры, конечно, не случайные. Тот же Иркутск из-за дешевого электричества и холодного климата уже давно стал одним из крупнейших регионов по добыче майнинга в мире. Важно, что процветает там не только серый или бытовой майнинг, но и промышленный. Однако несмотря на то, что второй куда масштабнее, недовольство у властей и поставщиков электроэнергии почему-то вызывал именно первый. Майнеров обвиняли в сгоревшей проводке, перепадах напряжения и во внеплановых длительных отключениях в регионе.
В этих же регионах располагаются дата-центры крупнейшего майнера России – компании BitRiver. За 2023 год её выручка достигла 12,6 млрд рублей, что в 2 раза больше, чем в 2022 году. Организация располагает 12 дата-центрами по всей стране, в планах – ещё 14.
Сейчас BitRiver формально не связана с активами Дерипаски. Основное юрлицо группы – «Битривер Рус», принадлежит УК «Битривер» и зарегистрированной в Гонконге компании Baikal Time Co. Конечные владельцы УК «Битривер» – Игорь Рунец и Александр Чурин. Рунец также числится гендиректором УК «Битривер», а до 22 февраля 2022 года он возглавлял и «Битривер Рус», пока не передал его в управление своей же структуре.
Однако структуры с участием Дерипаски все еще развивают совместные проекты с крупнейшим российским майнером. Например, в 2020 году BitRiver запустила совместное с En+ предприятие «БИТ+». Вместе они увеличили мощности запущенного в 2018 центра на четверть. Кроме того, связь олигарха с BitRiver косвенно подтверждает соавтор законопроекта Горелкин. В своём телеграм-канале 26 сентября 2023 года депутат пишет: «При этом представители российского бизнеса (например, BitRiver и/или Олег Дерипаска) выступают за регулирование отрасли», фактически ставя знак равенства между Дерипаской и крупнейшим майнером России.
После начала боевых действий в Украине и включения в санкционные списки в 2022 году BitRiver всё чаще стал публично участвовать в провластных инициативах. Например, в 2023 году при поддержке компании состоялась национальная премия «СВОим», где вручались денежные призы участникам «спецоперации».
Как показывают публикации в СМИ, BitRiver активно следил за развитием законопроекта о майнинге. Например, компания предлагала признать добычу криптовалют экономической деятельностью и присвоить ей соответствующий код (ОКВЭД). Об этом пишут «Известия» со ссылкой на письмо BitRiver министру промышленности Денису Мантурову.
О том, что крупнейший российский майнер предлагал поправки в законопроект, писал в своем телеграм-канале и депутат Антон Горелкин. «Такая позиция вызывает уважение – в отличие от хайпа некоторых криптоэкспертов, которые после внесения законопроекта поспешили объявить его чуть ли не «запретом на профессию», – похвалил компанию Горелкин. Предложения BitRiver депутат якобы передал в комитет по финансовоуму рынку.
Гендиректору BitRiver Игорю Рунецу действительно было где пообщаться с депутатами и обсудить законопроект. В Госдуме действует рабочая группа по регулированию криптовалют, в которую входят четыре автора закона о майнинге – Алексей Гордеев, Андрей Луговой, Сергей Алтухов и Анатолий Аксаков, а также представители Банка России и профильных министерств. В феврале 2022 года при рабочей группе появился экспертный совет, куда пригласили IT-специалистов и криптоэкспертов. С высокой вероятностью на заседания совета допустили и представителей BitRiver (однако в открытом доступе протоколов этих встреч нет).
Зато обсуждение гарантированно состоялось на площадке «Деловой России», где гендиректор Bitriver Рунец делился своим видением закона о майнинге с его будущими авторами – депутатами Аксаковым, Горелкиным, Даванковым и Ткачевым. К слову, Рунец входит в генеральный совет «Деловой России» – вроде как чисто формальной структуры, которая, тем не менее, позволяет госорганам и бизнесу общаться, а порой и ходить на встречи с Путиным. Например, на одном из таких приемов глава Russ Outdoor Роберт Мирзоян попросил президента о «плюшках» для родной отрасли.
У легализации майнинга в России, помимо лидера рынка BitRiver, есть и другие влиятельные лоббисты в Госдуме. Причем не только среди авторов законопроекта, но и в думской рабочей группе по криптовалютам.
В декабре 2023 года УК «Битривер» выступила соучредителем компании «Битгаз», которая занимается обслуживанием компьютерных систем. 30% этой компании принадлежит Дарье Маганчук. Маганчук работает помощницей депутата. Как выяснила аналитик «ДумаБинго» Евгения Право, её начальником может быть депутат от ЛДПР Валерий Селезнев.
Селезнев не участвовал в разработке законопроекта. Зато входил в думскую рабочую группу по регулированию криптовалют и выступал на площадке «Деловой России» в том самом обсуждении майнинга с гендиректором BitRiver Рунецом. По информации BAZA, сын Селезнева Михаил вложил 121,7 млн рублей в другой майнинговый проект – криптобиржу Beribit.
В марте 2024 года Ксения Луговая передала свою долю в «Братских электрических сетях» Андрею Агафонову. Агафонов – давний бизнес партнер Луговых, поэтому мы считаем, что в компании он продолжает представлять интересы депутата Лугового.