«ДумаБинго» рассказывает, как принимались законы, легализовавшие набор зэков в армию.
Летом 2023 года Госдума за 11 дней приняла и передала президенту на подпись законопроект, который освобождал осужденных от уголовной отвественности в обмен на участие в «СВО». Среди инициаторов депутаты Павел Крашенинников и Ирина Панькина и сенатор Андрей Клишас.
Принятый закон закреплял правовые гарантии и основания, по которым осужденного могут отправить на фронт как мобилизованного или контрактника в составе ВС РФ. В каком случае Минобороны может подписать с осужденным контракт или мобилизовать его:
––– если он совершил преступление небольшой или средней тяжести, но только на стадии предварительного расследования;
––– если он совершил преступление во время прохождения военной службы;
––– если он уже отбыл наказание или его условно-досрочно освободили, но судимость ещё не погашена
Все три основания не распространяются на осужденных или судимых за педофилию, изнасилование, терроризм, незаконное обращение с ядерными материалами, госизмену, шпионаж и другие тяжкие преступления.
Уже тогда некоторые юристы называли закон антиконституционным: нормы об уголовных последствиях каких-либо деяний можно вносить только в Уголовный кодекс и нельзя принимать отдельным законом. О том же говорил Конституционный суд и даже коммунист Синельщиков при обсуждении инициативы в Госдуме. Однако для внесения поправок в УК требуется отзыв правительства и Верховного суда, что усложняет процедуру принятия законопроекта. Легализовать вербовку заключенных хотели как можно скорее.
Ещё жестче на поправки отреагировали правозащитники. Один из участников коалиции юристов и правозащитников «Призыв к совести», попросивший об анонимности, так прокомментировал закон:
«Новыми поправками депутаты не произвол приводят в соответствие с законом, а закон приводят в соответствие с произволом, пытаясь узаконить то, что уже происходит в местах лишения свободы».
В марте 2024 года Андрей Клишас, Павел Крашенинников и Андрей Картаполов, видимо, устраняя конституционное недоразумение, внесли сразу два законопроекта на ту же тему. Обе инициативы прошли путь от регистрации до подписания президентом всего за 17 дней.
Первая инициативе установила правила взаимодействия федеральных органов власти по вопросам призыва на военную службу граждан с судимостью. Руководящую роль в этом процессе отдали Минобороны, Минюсту и МВД. Но, самое главное, законопроект отменял прошлый закон, принятый еще в 2023 году и названный многими антиконституционным.
Вместо него в тот же день депутаты прежним составом внесли поправки в Уголовный кодекс. Текст документа схож с законом 2023 года и регулирует порядок прекращения уголовного преследования в связи с мобилизацией, в военное время и при заключении контракта.
Уйти на фронт в составе ВС РФ по-прежнему могут только те, кто совершил преступление небольшой или средней тяжести. Под запретом статьи о развратных действиях, терроризме, диверсии, разглашении гостайны, наемничестве и т.п.
Кроме того, мобилизованных и контрактников, которые отбывали наказание, освобождают условно. Это закреплял и прошлый закон от 2023 года. Окончательное освобождение и погашение судимости возможно только в следующих случаях:
––– со дня награждения госнаградой;
––– со дня увольнения с военной службы по достижении
––– по состоянию здоровья;
––– в связи с окончанием периода мобилизации, отменой военного положения или истечением военного времени.
При обсуждении законопроекта в Госдуме депутат Картаполов «успокоил» коллег, сообщив, что мало кто из таких новобранцев вернется обратно:
«Они все пойдут по контракту в вооруженные силы не поварами, не водителями, а пойдут в штурмовые подразделения, где реально будут искупать свою вину. И я сейчас по понятным причинам не буду называть вам проценты, сколько из них потом возвращается, но этот процент весьма и весьма небольшой».
Андрей Клишас, Павел Крашенинников и Андрей Картаполов предложили расширить список осужденных и обвиняемых, которые могут подписывать контракт с Минобороны.
По действующему закону, это право есть у обвиняемых на стадии предварительного расследования и у тех, кто осужден и уже отбывает наказание. Если законопроект примут, заключить контракт с ВС РФ и отправиться на фронт смогут и те, чьё дело передали в суд, но приговор пока не вынесли. Нормы не коснутся нарушивших половую неприкосновенность несовершеннолетнего, совершивших госизмену, обвиняемых в терроризме и т.п.
По сути, это «технический» законопроект, связанный с инициативой Верховного суда на ту же тему. Предложение ВС одобрили и Прокуратура, и Минюст. Правительство тоже дало положительный отзыв, но отметило, что изменений в УК, которые предлагает Верховный суд, недостаточно. Законопроект депутатов вносит поправки в Закон О воинской обязанности, словно следуя рекомендациям Кабмина. Как стало известно из нашего исследования для «Верстки», дольше всего в 8 созыве Госдума принимала как раз законопроекты Верховного суда.
С практической точки зрения, речь идет об обычном лоббизме в интересах Минобороны. В случае принятия министерство получит ещё одну категорию лиц, с которыми можно будет заключать контракт для участия в «СВО».Один из инициаторов депутат Андрей Картаполов — лоббист Минобороны с военным прошлым.