В конце 2022 года Роскачество провело исследование рынка популярных среди детей игрушек Хагги Вагги. Оно показало, что товары 18 разных торговых марок не соответствуют стандартам: игрушки не аккуратно сшиты и теряют внешний вид после стирки, некоторые экземпляры содержат повышенный уровень фенола, опасного для здоровья. Роскачество рекомендовало ужесточить требования для продажи Хагги Вагги, и онлайн-маркетплейсы оперативно сняли их с продажи.
Тогда на игрушки обратила внимания депутат Госдумы и общественница Татьяна Буцкая — в прошлом врач-педиатр, автор книг для беременных и блогер. На совместной с Роскачеством пресс-конференции она заявила: «Нужно создать широкий простор для законодателей, которые блокировали бы доступ опасных игрушек на рынок».
В Госдуме депутат занимает должность первого зампреда «семейного» комитета и в основном предлагает льготы для детей и родителей, а также точечные изменения в сфере образования и благотворительности. Большинство ее инициатив остаются незамеченными, однако некоторые вызвали общественное возмущение. Например, предложение отправлять в центры временного содержания подростков, которые неоднократно убегали из дома или совершали правонарушения.
Буцкая состоит в «Единой России» и участвует в партийном проекте по импортозамещению. Депутат подчеркивала, что особенно важно развивать отрасль отечественного производства детских товаров. Эту работу она реализует в рамках созданной ей в 2017 году общественной организации «Выбор родителей», при которой действует одноименная ассоциация, поддерживающая российских производителей и потребителей детских товаров.
Доля контрафакта среди детских игрушек на российском рынке, по оценкам экспертов, составляет 40%. Чаще всего подделывают куклы Barbie и конструкторы Lego. Чтобы защитить от ненадежных товаров детей и потребителей в целом, через Госдуму Буцкая с коллегами внесла инициативу, которая с осени 2026 года обяжет маркетплейсы размещать ссылки на сертификаты качества товаров — чаще всего родители покупают детские товары именно онлайн. Однако, по мнению депутата, для безопасности детей этих мер оказалось недостаточно.
Буцкая продолжила нападки на Хагги Вагги и другие игрушки, выступая с их критикой в СМИ, на заседаниях в Госдуме и других площадках. Она с сожалением писала о том, что «игрушки не проходят цензуру» и подчеркивала: «Сертификация должна рассматривать [...] как воздействует эта игрушка на психику ребенка. Тем более что игрушки-ужастики созданы вовсе не случайно. Они зачастую умышленно несут с собой человеконенавистническую идеологию».
На протяжении нескольких лет депутат настаивает на необходимости психолого-педагогической экспертизы игрушек. Эта процедура предусмотрена законом, однако по каким стандартам ее проводить, не указано. Например, в исследовании Хагги Вагги такую экспертизу провели, и она показала, что «синие монстры» не несут психологического вреда: дети используют их как «игрушку-обнимашку».
Для разработки критериев новой экспертизы в Госдуме Буцкая собрала рабочую группу, куда вошла замглвы Роскачества. Вместе с ней и другими коллегами депутат провела пресс-конференцию, где они представили целый ряд примеров небезопасных игрушек: помимо Хагги Вагги, раскритиковали Lego за набор с крематорием, а Barbie за пропаганду анорексии и «нетрадиционных ценностей». В качестве «здоровой альтернативы» последней спикеры привели в пример куклы фабрики «Весна».
К началу 2024 года Роскачество представило проект ГОСТ, который позволит определить безопасность товара для детской психики и маркировать ее по возрасту. Стандарт включает в себя набор критериев: игрушки не должны быть изготовлены «иностранным агентом», вызывать страх и ужас, демонстрировать половые отношения, побуждать к насилию и употреблению наркотиков. Соблюдение этих правил должно войти в законопроект о психолого-педагогической экспертизе.
В отрасли к нововведениям отнеслись скептически. По словам президента ассоциации игрушечников, предыдущие попытки ввести подобную экспертизу не увенчались успехом, кроме того, опыт показал, что оценивать нужно не сами игрушки, а то, как с ними взаимодействует ребенок. В ответ Буцкая обвинила экспертное сообщество в том, что они «не желают найти решения о методологии [...] экспертизы», а отраслевую организацию — что те гонятся за количеством продаж, а не за качеством товаров.
Обращаясь к главе Минпромторга Антону Алиханову на заседания Координационного совета по промышленности в конце 2024 года, Татьяна Буцкая заявила, что меры господдержки должны доходить только до российских производителей. Однако сейчас, по ее словам, лишь у 20 компаний есть подтверждение от Правительства, что их детские товары сделаны из российского сырья.
На том же мероприятии выступил представитель компании «Кубер», выпускающей детские конструкторы. Он попросил Алиханова сформировать реестр сертифицированных российских производителей, чтобы детские сады и школы закупали продукцию именно у них.
«Кубер» — одна из немногих компаний, которая получила необходимое подтверждение Правительства. Она состоит в созданной Буцкой ассоциации поддержки производителей детских товаров, а ее учредители сотрудничают с депутатом. Так, например, с ней они персонально обсуждали меры господдержки отрасли.
Фирма была создана лишь в 2023 году, но быстро получила признание на государственном уровне: конструкторы «Кубер» рекомендуют покупать Павел Астахов и депутаты Госдумы, их называют «мягкой силой» России, дарят министру иностранных дел Ливии и презентуют Владимиру Путину.
Основатели «Кубера» связаны с десятками «недетских» бизнесов. Один из них — Андрей Садофьев — директор регулярного форума-выставки Госзаказ, в оргкомитет которого входят депутаты, министры, главы регионов и другие высокопоставленные госслужащие. Среди фирм, с которыми связан Садофьев, некоторые зарабатывают на госконтрактах по поставке IT-решений и медицинского оборудования, ему принадлежат агрегатор торгов «Закупщик.ру» и фирма, занимающаяся образованием в сфере закупок. Сами конструкторы же — это проект одноименной строительной компании.
По ключевым вопросам риторика основателей «Кубера» совпадает с позицией Буцкой: иностранные игрушки транслируют чуждые ценности, а психологически опасные товары нужно маркировать. Сейчас на счету компании только один заключенный госконтракт на поставку конструктора стоимостью 102 тыс. рублей, однако амбиции и связи основателей говорят о том, что он, вероятно, не будет последним. Представляя продукцию «Кубера» на форуме Госзаказ, Садофьев сказал: что «начиная с детских садов, начальных классов, где будут созданы инжиниринговые классы, не должно находиться никакого лего».
По всей видимости, предложения Буцкой и «Кубера» были услышаны: глава Минпромторга Антон Алиханов заявил, что игрушки отечественных производителей, «созданные с учетом нашего культурного кода, ценностей и подходов к воспитанию детей», теряются среди иностранных товаров.
Вскоре Буцкая заручилась поддержкой и других влиятельных лиц. О необходимости законодательно закрепить экспертизу высказался Министр просвещения Сергей Кравцов. К разработке законопроекта же, по-видимому, присоединилась главный лоббист РПЦ в нижней палате Анна Кузнецова: она заявила, что сейчас в документе прорабатывается определение «товаров патриотической направленности».
До сих пор инициатива о психолого-педагогической экспертизе находится в разработке, поэтому от авторов звучат противоречивые предложения. Видимо, производители и продавцы должны будут сами анализировать свои игрушки, и в случае несоответствия товара в магазине стандарту их может ждать штраф. По другой же версии, игрушки, не соответствующие «традиционным ценностям», просто будут иметь особую маркировку. Как бы то ни было, по словам Буцкой, новые меры будут направлены именно на импортные товары, которые «становятся проводниками чуждых нам ценностей».
Президент созданной депутатом Ассоциации также подчеркнула, что новый ГОСТ обеспечит конкурентное преимущество при госзакупках производителям, которые имеют соответствующую маркировку. Уже сейчас для ассоциации был поставлен KPI по увеличению количества производителей детских товаров, имеющих подтверждение от Правительства. Агитируя производителей получить этот сертификат, организация подчеркивает — без него участвовать в госзакупках не получится.
Не исключено, что продаваться «неправильные» игрушки будут отдельно от российской продукции. Министр Алиханов анонсировал, что к осени 2025 года завершится работа над новой редакцией законопроекта Буцкой о «российской полке», впервые предложенного еще в 2022 году. Он выделит специальные места под отечественные товары на прилавках в магазинах и приоритетную выдачу на маркетплейсах.
Вместе с тем, по данным замглавы Роскачества, которая принимала активное участие в разработке законопроекта и ГОСТ, на данный момент 90% российского рынка заняты импортными игрушками, и до сих пор ни одна иностранная компания не сертифицировала свои товары.